Гармин 12. История развития GPS-навигации, реалии и перспективы. Перепрошивка Magellan Triton

GPS-12 Инструкция пользователя

Назначение

Cпутниковый приемник GPS-12 всемирной навигационной системы (GPS) выполняет следующие функции:

· определение координат местоположения на местности в любой точке земного шара;

· отслеживание и запоминание трассы (пути) вашего движения;

· навигация (ориентирование), т.е. указание и отслеживание курса (направления) движения к одной из ранее запомненных точек (ориентиров) или по ранее запомненному маршруту.

Работа прибора основана на обработке сигналов, поступающих от спутников, находящихся на постоянных геостационарных орбитах. Всего таких спутников вокруг земного шара 31, а в каждой местности можно “видеть” примерно 8 – 12 спутников на разной высоте над горизонтом. Чем больше спутников “видит” GPS-12, и чем равномернее они расположены по небесной сфере, тем точнее можно определить местоположение.

Электропитание

Электропитание GPS-12 может осуществляться как от сменных внутренних батарей (тип АА, алкалиновые или литиевые источники тока, а также аккумуляторные батареи), так и от внешнего источника постоянного тока напряжением 5 – 8 В (например, от бортовой сети автомобиля через специальный преобразователь напряжения DC-12V / DC-7V).

При внешнем питании в батарейный отсек GPS-12 все равно должны быть вставлены работоспособные батарейки – без этого прибор нельзя включить. При обнаружении внешнего источника тока прибор автоматически отключает питание от батарей, об этом свидетельствует исчезновение индикатора заряда батарей на странице “Спутники”, слева.

При использовании аккумуляторных батарей следует помнить, что номинальное напряжение каждой батареи составляет 1.25 В, а не 1.5 В, как у обычных. Это приводит к несколько заниженным показаниям индикатора заряда батарей, что, однако, не сказывается на работе прибора.

Органы управления и порядок работы

Для общения с пользователем GPS-12 имеет 7 многофункциональных кнопок и растровый (точечный) дисплей на жидких кристаллах. Назначение кнопок:

Лампочка

· Нажатие в выключенном состоянии - ВКЛ

· Нажатие в процессе работы - подсветка (3 уровня)

· Начатие в течении 2-3 сек - ВЫКЛ

PAGE - переход к следующей странице

QUIT - возврат к предыдущей странице

ENTER - подтверждение

MARK - маркировка и занесение в список ориентиров точки текущего местоположения или точки, указываемой курсором на карте (см. далее “Карта”)

GOTO - прокладка курса (направления) на выбранный ориентир

Работа GPS-12 организована в виде 5 циклически переключаемых страниц, каждая из которых имеет свое специальное отображение на дисплее и служит для выполнения одной из ранее перечисленных функций.

Сразу после включения появится 1-я страница(“Спутники”) и начнется опрос спутников. В этот момент нажатием “стрелки” можно настроить контраст (ENTER - подтверждение). Надписи и обозначения на экране:

· Шкала слева - индикатор заряда батарей. Следует учитывать, что обычные батарейки и аккумуляторы имеют в норме различные показания.

· Рисунок в центре - схематическое указание положения спутников в данном районе

· Стрелка вверх с буквой N - направление на север

· Большая окружность - линия горизонта

· Маленькая окружность - линия 45 град от горизонта

· Точка в центре - зенит

· Двузначные номера на схеме - положение спутников. Если номер имеет темный фон - сигнал от данного спутника не поступает (экранирован рельефом или местными предметами).

· Вертикальные столбики с номерами под ними внизу экрана - индикатор силы сигнала от каждого спутника.

· 2D NAV - обнаружено min 3 спутника, определяются 2-мерные координаты (широта, долгота)

· 3D NAV - обнаружено min 4 cпутника, определяются 3-мерные координаты (широта, долгота, высота над уровнем моря)

· EPE (значение) mt - расчетная точность по горизонтали

После завершения опроса спутников появится 2-я страница (“Положение”) с индикацией текущего положения. Надписи и обозначения на экране:

· Горизонтальная шкала вверху - компас с указанием направления движения

· TRACK - направление движения

· SPEED - скорость движения

· TRIP - пройденный путь (Reset - сброс на “0”)

· ALT - высота над уровнем моря

· POSITION - координаты места нахождения (широта, долгота)

· TIME - текущее время

Вместо TRIP и ALT можно по желанию установить следующие дополнительные параметры:

· TTIME - общее время в пути

· ELPSD - секундомер (Reset - сброс на “0”)

· AVSPD - средняя скорость

· MXSPD - максимальная скорость

Установка дополнительных параметров: подогнать указатель к нужному полю, нажать ENTER и с помощью “стрелок” вверх или вниз выбрать нужный параметр, ENTER - подтверждение.

Сброс показаний (Reset) для TRIP и ELPSD : подогнать указатель к нужному полю, затем ENTER .

Текущее местоположение можно отмаркировать и запомнить в виде ориентира (Waypoint) для дальнейшего использования. Для этого надо нажать MARK и задать название (6 символов) для запоминания в список ориентиров. Всего GPS-12 может запомнить до 500 ориентиров.

Учитывая возможность неточного определения мгновенных координат, рекомендуется провести усреднение значений путем более длительного опроса спутников. Для этого надо выбрать AVERAGE и дождаться стабилизации показаний, после чего дать подтверждение.

Если маркируемый ориентир лежит на маршруте, который требуется запомнить, надо выбрать ADD TO ROUTE (номер маршрута). Всего GPS-12 может запомнить до 20 маршрутов с максимум 30 промежуточных ориентиров в каждом.

Следующая, 3-я страница - страница карты (“Карта”) . Надписи и обозначения на экране:

Вверху - индикация режимов, которые выбираются стрелками (ENTER - подтверждение) :

· ZM (км / экран) - масштаб увеличения

· CFG - настройка (конфигурация) параметров карты и отображаемой трассы

· PAN - передвижение (панорамирование) по карте.

· Крест в центре - курсор (прицел). При установке его на ранее запомненный ориентир тот высвечивается и нажатием ENTER можно посмотреть его параметры. Любую точку, указанную с помощью креста, можно промаркировать (MARK) и запомнить в списке ориентиров.

· Ромбик указывает последнее зафиксированное местоположение.

· В левом углу - азимут на точку, указываемую крестиком, в правом - расстояние до нее из последнего зафиксированного местоположения.

Если в режиме CFG установлено отображение ближайших ориентиров (NEAREST WPTS ), то на карте будут показаны названия и символьное обозначение 9-ти ориентиров, ближайших к текущему местоположению. Если необходимо посмотреть удаленные ориентиры, не вошедшие в перечень 9-ти ближайших, то это можно сделать, установив другое текущее местоположение в режиме SYSTEM / SIMULATION (см. 5-ю страницу - МЕНЮ)

Если GPS-12 держать включенным во время движения, то на карте будет отображается трасса движения. Она запоминается в виде последовательных точек общим числом до 1024, расположенных в местах резкого изменения курса (AUTO ) или через заданный интервал времени. Это задается в режиме CFG . Если GPS-12 выключался и снова включался во время движения (или имело место пропадание сигнала от спутников), то этот участок трассы будет отображаться в виде пропусков. В режиме TRACKBACK (см.далее) такой пропуск будет заменен отрезком прямой линии. Если пропадание сигнала было кратковременным, то GPS-12 автоматически интерполирует этот отрезок и показывает трассу без разрыва.

Метод запоминания трассы устанавливается в режиме CFG :

· OFF - без запоминания трассы

· FILL - трасса запоминается до тех пор, пока не будет заполнена вся отведенная для этого память

· WRAP - при заполнении всей памяти новые точки будут запоминаться на месте наиболее старых

· Method: AUTO - запоминание трассы в автоматическом режиме

· CLEAR LOG - стирание ранее запомненной трассы - всегда нужно делать перед началом нового пути, для которого предполагается пользоваться режимом TRACKBACK (см.далее).

Следующая 4-я страница (“Компас”) - с указателем компаса / индикатора курса.

Используется в следующих режимах навигации (ориентирования):

· GOTO - задание и отслеживание направление на выбранный ориентир

· MOB - “человек за бортом” - маркировка и отслеживание направления на пройденную точку

· Track Back - движение по трассе в обратном направлении

· Route - движение по ранее запомненному маршруту

Надписи и обозначения на экране:

· Шкала компаса - указание сторон горизонта ***

· Стрелка в центре - направление на текущий ориентир ***

· BRG - азимут на текущий ориентир

· DST - расстояние до текущего ориентира

· TRK - направление движения ***

· SPD - скорость движения

*** - работают только во время движения!!!

Дополнительные параметры в нижней части экрана (устанавливаются по выбору):

· TRN (значение) - расхождение (в град.) с направлением нужного курса

· VMG - скорость приближения к ориентиру

· XTK - отклонение (в м) от нужного курса

· CTS - наилучший азимут для возвращения на курс

· ETA - расчетное время прибытия

· ETE - расчетное оставшееся время в пути

Переключение режимов “компас / индикатор курса” осуществляется двукратным нажатием ENTER . При этом, если отклонение от нужного направления движения слишком велико, то в режиме “индикатор курса” появляется соответствующее сообщение.

Навигация (ориентирование) :

GO TO : нажать GO TO и выбрать нужный ориентир из списка. После этого появится страница “Компас” с указанием направления и расстояния до выбранного ориентира. Во время движения эти параметры постоянно отслеживаются. Для выключения - нажать GO TO и выбрать CANCEL GOTO (ENTER - подтверждение)

MOB : нажать 2 раза GOTO. После этого появится страница “Компас” с указанием направления и расстояния до отмаркированой пройденной точки. Во время движения эти параметры постоянно отслеживаются. Для выключения - нажать GO TO и выбрать CANCEL GOTO (ENTER - подтверждение)

TRACK BACK : нажать GOTO, выбрать TRACKBACK. При этом автоматически создается максимально приближенный к пройденной трассе маршрут, состоящий из отрезков прямых линий, соединяющих временные ориентиры (T). Затем появится страница компаса с указанием направления и расстояния до ближайшего временного ориентира (Т). При приближении к очередному временному ориентиру параметры, показываемые компасом, автоматически поменяются на следующий ориентир и т.д. до достижения цели.

ROUTE : - выбрать нужный маршрут из списка и активизировать его (ACT). Появится страница компаса с указанием направления и расстояния до ближайшего ориентира, входящего в данный маршрут. При приближении к очередному промежуточному ориентиру параметры, показываемые компасом, автоматически поменяются на следующий ориентир и т.д. до достижения цели. Для движения по выбранному маршруту в обратном направлении выбрать INV. Для движения к какому-либо промежуточному ориентиру, минуя предыдущие, выбрать его из описания маршрута и нажать GOTO.

Следующая 5-я страница - MENU (“Меню”) служит для работы с ориентирами, маршрутами, а также для настройки системных параметров. Надписи на экране:

· WAYPOINT (ориентир) - ввод и изменение параметров ориентира

· WAYPOINT LIST (список ориентиров) - работа со списком ориентиров

· NEAREST WPTS (ближайшие ориентиры) - вывод списка ориентиров, ближайших к текущему местоположению

· PROXIMITY WPTS (ориентиры с сигнализацией) - список ориентиров, о приближении на заданное расстояние к которым GPS-12 предупреждает пользователя специальным сообщением

· ROUTES (маршруты) - работа с маршрутами

· DIST AND SUN (расстояние и солнце) - направление и расстояние между 2-мя ориентирами с указанием времени восхода и захода солнца

· MESSAGES - страница вывода системных сообщений

· SYSTEM - настройка системных параметров

· NAVIGATION - настройка навигационных параметров

· INTERFACE - настройка параметров обмена информацией

В режиме INTERFACE можно выбрать один из 5 режимов обмена (здесь и далее через косую черту указываются форматы ВХ / ВЫХ) :

· при установке режима GARMIN / GARMIN осуществляется связь двух продуктов этой фирмы (GPS/GPS или GPS/ Software for IBM). При этом данные(список ориентиров, маршруты, запомненная траса, альманах) передаются в одну или другую сторону в специальном двоичном формате, разработанном GARMIN’ом. Для хранения в IBM-PC в виде файлов, эти данные записываются в ASCII-файлы специального формата (см. Описание программы для IBM-PC).

· При установке режима NONE / NMEA в реальном времени осуществляется передача данных о текущем местоположении (если оно определено и отслеживается!), скорости и т.п. для использования различными внешними устройствами. При этом данные передаются в одну сторону – от GPS – по последовательной линии в виде стандартизованных двоичных кодов и могут обрабатываться другим подсоединенным устройством.

· В режиме NMEA / NMEA обмен осуществляется как описано выше, только в обе стороны.

· Режим ы RTCM / NMEA и RTCM / NONE служат для подсоединения к бую системы DGPS (Differencial GPS). При этом через GPS-12 можно настраивать приемник буя на радио-частоту, по которой в этой местности передаются данные о коррекции местоположения. Это позволяет улучшить точность определения местоположения до 15 м.

В режиме NAVIGATION устанавливаются единицы измерения расстояний (мили, км), формат задания координат и другие вспомогательные величины. Наиболее важной из них является магнитное склонение (девиация), т.е. отклонение направления магнитной стрелки от истинного меридиана. Для каждой местности эта величина различна и, кроме того, меняется со временем из-за дрейфа магнитного полюса. Для Московской и других ближайших областей можно принять магнитное склонение восточное, 7 градусов.

содрано на http://gps.boston.ru/library/gps12manual.shtml

Garmin GPS-12


Персональный GPS-навигатор.

Недорогая, ручная, малогабаритная модель с растровым экраном, имеющая все основные функции и предназначенная для использования на открытом воздухе при любых погодных условиях. Имеет пять главных экранных страниц, включая плоттер. Герметичный сварной корпус (кроме батарейного отсека), заполненный инертным газом (военный стандарт). Питание от четырех батарей АА, в течении 20 часов или от внешнего источника.

Достоинства:

· умеренная цена

· большой набор функций

· устойчивость к внешним воздействиям

· влагозащита по военному стандарту

· малые размеры

Технические характеристики:

· Приемник : 12 параллельных каналов.

· Антенна : внутренняя, апертурная.

· Корпус : водонепроницаемый, сваренный ультразвуком, заполненный инертным газом (соответствует военному стандарту).

· Экран : 5.6х3.8 см, растровый, с электролюминесцентной подсветкой.

· Электропитание : четыре батареи АА, 20 часов или внешнее 5-8 В.

· Время инициалазации :

o “горячий старт” - около 15 сек.;

o “холодный старт”: около 45 сек.;

o “autolocate”: около 5 мин .;

o “EZinit”: около 45 сек.

· Частота обновления привязки : 1/сек.

· Точность :

o теоретическая – 15 м.

o с учетом ограничений режима селективного доступа – не хуже 100м.

o с DGPS - 1-5 м.

· Память :

o 500 ориентиров;

o 20 маршрутов (реверсируемых) по 30 точек каждый;

o реверсируемая текущая трасса – 1024 точки.

· Экранные страницы : 5.

· Систем координат : 9.

· Геодезические системы : 107.

· Максимальное ускорение (ударостойкость) : 6 g.

· Интерфейс :

o NMEA 0183;

o RTCM/DGPS;

o GARMIN/GARMIN.

· Размеры : 14.7х5.3х3.1 см.

· Вес : 269г (с батарейками).

· Рабочая температура : -15°С - 70°С

Garmin 12XL GPS

В марте 1996 г. президент США Билл Клинтон издал директиву, которая определяла GPS как систему двойного назначения – военного и гражданского. А уже в январе 1997 г. Garmin выпустила первый 12 канальный приемникGarmin 12XL GPS. Затем на его основе был разработан популярный GPS 12, прослуживший в различных версиях много лет. Оба приемника являются гражданской адаптацией армейских навигаторов. Хотя выпуск и поддержка фирмой GPS 12 прекращены, но их все еще можно купить.

Прочный, водонепроницаемый корпус приемника GPS 12 имел надежную конструкцию военного исполнения, а хорошо продуманная клавиатура позволяла работать одной рукой. В памятиGPS 12 можно было хранить 500 путевых точек для 20 маршрутов (Track Log – торговый знак Garmin). Погрешность позиционирования составляла около 15 м в режиме GPS и 1-5 м в режиме DGPS (режим дифференциальных поправок). Присутствовала возможность подсоединения к ПК.

Также здесь применили разработанную Garmin функцию TracBack (торговый знак Garmin), с помощью которой можно быстро возвратиться в исходную точку пройденного маршрута. Сегодня без функции TracBack представить себе персональный навигатор невозможно. В режиме Autolocate (торговый знак Garmin) требовалось приблизительно 5 минут для отождествления и ввода приемника в рабочий режим. В режиме «холодного старта» – 45 секунд и «теплого старта» – 15 секунд.

Приемник можно было держать при себе в рабочем состоянии днем и ночью и в любую погоду при температуре окружающей среды от -12 до + 70 С. 4 литиевые батарейки АА позволяли работать до 24 часов. Габариты приемника были 14,6 х 5,1 х 3,4 см при весе 269 г. с батарейками. Армейский стандарт ударопрочности в 6g стал де-факто стандартом для последующих GPS-приемников всех фирм.

Нововведения, отличные технические характеристики и большие возможности с которыми стартовал GPS 12 стали характерной чертой последующих линеек Garmin.

Garmin 12XL и Garmin 12

eTrex . Одной из наиболее популярных серий индивидуальных GPS-приемников у Garmin является eTrex. Первый 12 канальный "eTrex Yellow" был выпущен в 1998 г. и сразу же стал сенсацией на рынке. Отвечающий стандарту герметичности IPX7 и способный работать 17 часов на двух батарейках АА, весил он всего 150 г, а с его 5 кнопками было удобно работать одной рукой. Недостатком прибора являлось отсутствие топографических карт или планов городов. Правда, можно было ввести 20 маршрутов и до 500 путевых точек с помощью компьютера. Также присутствовала полезная функция TrackBack, при этом емкость Tracklog составляла 10000 точек и 10 маршрутов. Экран пока еще оставался черно-белым.

Обновленная модель с приставкой “H” поддерживает как GPS, так и развертываемую сегодня европейскую навигационную систему Galileo. Кроме того, эта младшая модель работает с системой спутников и наземных станций WAAS(США)/EGNOS(Европа), корректирующей GPS-сигнал, что позволяет достичь ошибки позиционирования менее 3 метров. Правда, европейская EGNOS пока еще не функционирует в полном объеме, да и доступна только тем российским пользователям, которые находятся западнее линии Архангельск—Астрахань. Далее на восток высота над горизонтом спутников становится меньше 20 градусов, что делает сервис сильно неустойчивым. Поэтому, пока нам остаются стандартные 3-5 метров точности позиционирования DGPS (дифференциальной GPS).

Другие продвинутые модели этой серии Summit, Venture, Legend и Vista оборудованы цветными экранами и имеют такие дополнительные функции как высотомер, цифровой компас, карты городов и дорог.

eTrex Legend Hcx уже имеет дополнительную память 8 мегабайт, которая позволяет вводить картографические данные, а также карты областей России с компакт-дисков MapSource. Также у данной модели присутствуют USB-порт и такие функции, как определение текущей скорости, средней скорости, времени восхода и заката Солнца, максимальной скорости, пройденного пути и таймер продолжительности путешествия.

Кроме 12 параллельных каналов GPS-приемник имеет возможность приема дифференциальных поправок, что улучшает погрешность в координатах до 3-5 метров. В режиме Autolocate (ничего не известно) для определения координат требуется приблизительно 2 минуты. В режиме «холодного старта» – 45 секунд и «теплого старта» – 15 секунд.


Garmin Pay - это сравнительно новая система бесконтактных платежей, которая позволяет вам оплачивать покупки спортивными наручными часами. Это намного удобнее, чем оплата смартфоном, если вы занимаетесь спортом: вы можете оставит...

Комбо-устройствами сегодня никого не удивишь, но действительно хороших моделей качественно выполняющих все заложенные в них функции - не так много. Например, у автомобильных видеорегистраторов с функцией радар...

Этот топовый автомобильный видеорегистратор имеет функцию голосового управления, предупреждения об установленных стационарных камерах и радарах, но помимо этого, он умеет предупреждать вас о том, чтобы вы соблюдали дистанцию, не...

Сегодня нам выпал шанс протестировать интересный автомобильный гибрид 3в1 Lexand SB5 PRO HDR -планшет с функциями навигатора и авторегистратора. Это 5-дюймовая модель с разрешением 800х480, неплохой оптикой, поддержкой Wi-Fi и Bl...

Компания Garmin представила гибрид видеорегистратора и GPS-навигатора. Признайтесь, вы давно думали о таком устройстве. Топовая модель оснащена поворотной камерой, магнитным креплением, большим ярким экраном и приемником информац...

Тип портативный Область применения универсальный Программное обеспечение Garmin Количество путевых точек 500 Количество маршрутов 20 Количество точек в маршруте 30 Емкость путевого журнала 1024 точек Путевой компьютер есть Функция Track-Back есть

Экран

Тип экрана LCD-монохромный Количество цветов/градаций экрана 2 Диагональ экрана 2.66 дюйм. Размер экрана 3.8x5.6 см Разрешение экрана 64x100 пикс. Подсветка экрана есть

Характеристики устройства

Число каналов приемника 12 Точность определения координат 15 м Точность определения скорости 0.05 м/с Частота обновления 1 раз/с Теплый старт 15 с Холодный старт 45 с Поддержка EGNOS есть Тип антенны внутренняя

Питание

Элементы питания AA Количество элементов питания 4 Время работы 24 ч

Интерфейсы

Поддержка стандарта NMEA 0183 есть

Дополнительная информация

Водонепроницаемый корпус есть Комплектация GPS-навигатор, шнурок, инструкция Габариты (ШхВхГ) 53x147x31 мм Вес 269 г Особенности интерфейсы(помимо NMEA 0183): RTCM 104 (корректировки DGPS), более 107 систем координат, диапазон рабочих температур от -15оС до +70оС

Перед покупкой уточняйте технические характеристики и комплектацию у продавца

Популярная серия навигационных приемников GPS 12, GPS 12XL проверена временем и условиями жесткой эксплуатации, от Северного до Южного полюса, независимо от времени суток и погоды.

Персональный навигатор Garmin GPS 12: недорогое портативное навигационное устройство с надежным 12-канальным GPS-приемником для любителей активного отдыха. Прибор GPS 12, созданный на базе популярной модели GPS 12 XL, обеспечивает быстрый расчет местоположения в любых условиях - даже под густой кроной деревьев.

Прочный водонепроницаемый корпус устройства GPS 12 имеет конструкцию, характерную для военного оборудования. Удобная клавиатура позволяет выполнять все операции одной рукой даже на ходу. В памяти прибора может быть записано до 500 путевых точек и 1024 точек траектории, а также 9 путевых точек с зоной сигнализации, которые используются для отметки опасных областей. Кроме того, в устройстве применяется функция TracBack, которая преобразует запись маршрута в обратном направлении и помогает быстро отыскать дорогу домой. Кроме того - улучшенная графика подвижной карты, двухскоростной режим выдачи данных, таймеры движения по маршруту. Модель GPS 12 имеет дополнительную функцию усреднения местоположения, позволяющую снизить влияние программы SA (Selective Availability) на ошибку местоположения и получить показания, отражающие оценочную точность усредненного местоположения.

Много лет я занимаюсь горным и пешеходным туризмом в горах Кавказа. В среднем в горы выбираюсь два раза в месяц. Поэтому я испробовал кучу разнообразного снаряжения, включая навигаторы GPS .

Первым был прибор Garmin GPS 12. Этот прибор внушал трепет и уважение: настоящий военный американский прибор, не то что не промокающий, а и вообще не тонущий в воде. Карт естественно никаких не поддерживал, дисплей монохромный. Основное использование заключалось в ручном вбивании координат ключевых точек маршрута, снятых с наших военных топокарт и вручную же пересчитанных в "буржуйскую" систему координат WGS84.

Потом появился Гармин 60 СS с хорошим приемом и экраном, с возможностью заливки карт (хоть и не без танцев с бубном), и цветным экраном, а главное - новой антенной, позволяющей уверенно определять местонахождение там где GPS 12 был бессилен (плотные кроны деревьев, мокрый лес, городская застройка).

Цена на garmin.ru 14700 р.

Казалось бы - предел мечтаний? Ан нет. Карт на горные районы для этих навигаторов просто не было в природе. Поэтому часть пользователей использовали сей прибор точно так же как и GPS12 , часть делала разграфовку в буржуйской системе координат на советских топографических картах имея геморой с сопоставлением карт, цифр в приборе и местности, а малая часть (и я в их числе) принялась рисовать (а точнее срисовывать) карты при помощи появившегося инструментария - безбожно глючевшего, платного и по сути дела хакерского. К тому же формат карт фирмы Garmin не поддерживал и не поддерживает такие ориентиры на картах как курган, яма, выемка, линия обрыва/скалы, пещера и многие другие. В связи с чем карты были больше всего похожи на хребтовки 60-х годов. Единицы вкладывали свой труд (годы!) в оцифровку советских топокарт, надеясь впоследствии хоть что-то на этом заработать. Однако надеждам не суждено было сбыться по ряду причин технического толка.

Потом появились КПК и коммуникаторы с GPS , а также софт для удобной работы с военными картами или любыми другими "привязанными" к координатам изображениями (далее растр) на нём.

Взял б/у за 9000 р.

Три года я отходил с коммуникатором. Теперь местоположение показывалось на отсканированной и "привязанной" советской топокарте. К тому же чипы шагнули вперед и теперь даже в очень сложных условиях приема (ущелье, мокрый плотный лес, ливень и т.д.) определение координат было на 5+. Смущало только две вещи - время работы от одной зарядки (а ведь в КПК не вставишь запасные пальчиковые батарейки!) и незащищенность перед дождем и падениями. Первое решилось самопальными зарядками и покупкой нестандартного аккумулятора увеличенной емкости. Но вот в 2009 ливень в Приэльбрусье убил сенсор моего коммуникатора и мы остались без навигации... Коммуникатор я по приезду домой починил, но доверие к таким решениям сильно уменьшилось.

Я решил купить что-то новое, к тому же у меня сложились четкие требования: работа от пальчиковых батареек, возможность загрузки растра, водозащищенность. Изучение рынка на середину 2010 года показало такие варианты:

1. Garmin серии Oregon .

Цена на garmin.ru 17100 р.

Зарекомендовавшая себя в России фирма выпустила новые серии приборов. Сенсорный экран, водозащищенность, работа от батареек АА. А главное - на новых прошивках (русский слетает) поддержка растров в формате Google Earth . Т.е. хочешь космоснимок - запустил "Гугл", сохранил в kmz - скинул в прибор и пользуйся! Есть специальные программы, позволяющие привязанный растр, в т.ч. топокарты перегнать в этот формат и использовать в навигаторе. Воодушевившись чуть не купил, вовремя обзвонил товарищей, купивших сей продукт раньше меня. И вот что выяснилось - есть сильное ограничение на количество "тайлов" в загруженных растрах в эти навигаторы.. Т.е. залить весь краснодарских край в масштабе например 1 км невозможно. И чем точнее и подробнее карта, тем меньшую по площади территорию можно "впихнуть" в прибор. Расчет показал, что придется либо ограничится картами на 2 дня пути, либо иметь десяток флешкарт, на которые загружать часть карт и переставлять их в процессе передвижения. Жесть короче. К тому же отзывы пользователей растра в этих приборах говорят от несерьезном времени работы с ними (около 3-4 часов), что сравнимо с КПК. Отпадает короче.

2. Продукция фирмы DeLorme : Earthmate PN-20 и PN-40.

Ценник от 250 $ + 30$ доставка

Фирма производит профессиональные решения для геодезии, имеет огромный опыт и репутацию в США, т.е. "фуфла не держит". Однако и тут "грабли" - чтобы подготовить карты для этого прибора, нужен спец софт, которые продает только производитель и который нафиг никому не нужен, потому "поломанных" версий в сети нет. Т.е. нужно ещё 120 баксов выложить. Честно говоря денег жалко. К тому же разрешение экрана 220 x 176, что на фоне конкурентов маловато. Откидная антенна не внушает доверия. В целом - наверное неплохой прибор, во всяком случае именно они стали пионерами в сегменте использования растра в походных навигаторах.

3. Magellan Triton.

Серьезный конкурент фирмы Гармин, но в США. В России же буквально единицы используют продукцию этой фирмы. Тому есть причины - отсутствие нормальных карт. Но с выпуском серии Тритон все изменилось! Надо сказать, что модели, которые представляют для нас интерес имеют индекс 400, 500, 1500, 2000. Различаются они наличием сенсорного экрана, фонарика, барометра, компаса, плеера и фотоаппарата.

Ценник в России на Magellan Triton 400 начинается от 10 000 р.

В итоге его и взял. Сначала смущала муторная процедура изготовления, точнее конвертации карт с помощью целого набора программ, но, имея богатый опыт использования различных приборов и софта, меня это не остановило. И я не разочаровался! Обзор тут.

После изучения рынка бытовых защищенных навигаторов я остановил свой выбор на Magellan Triton 400. Почему 400? Потому что 200 и 300 модели не поддерживают карточки SD, а без них достаточное количество растровых карт в устройстве просто не поместится. 500 модель отличается наличием встренного компаса и барометра, соответственно большей ценою. В моделях Тритон 1500 и 2000 появляется сенсорный экран, размеры (но не разрешения) экранов увеличиваются, появляются мультимедиа возможности (плеер, фотоаппарат). поразмыслив, я решил взять именно 400, т.к. обилие дополнительных свистелок и перделок не только повышает цену прибора, но и увеличивает потребление энергии. К тому же я ещё не знал на практике подойдет ли мне вообще эта серия или нет.

Итак, выбор сделан, бабло переведено буржуям на счет (удивительно, но дистанционно проще всего оказалось купить прибор в Америке, а не в России, правда знание языка понадобится). Через две недели я уже держал свой Магеллан Тритон 400 в руках.

Первые впечатление - толстый! Но это после 3-х летнего использования коммуникатора, а так толщина примерно равная Garmin Legend или 60 СХ. Но это и неудивительно - внутри прячется батарейный отсек. Яркий четкий экран, очень качественные, радующие глаз иконки и пиктограммы в меню и на карте, надежный 8-ми позиционный джойстик (т.е. карту пролистывать можно в 8 направлениях). Меню английское, но при минимальном знании языка, разобраться предельно просто.

USB кабель крепится к прибору ну очень оригинально. Поэтому советую не терять, т.к. купить такой будет очень проблематично и у нас в стране явно недешево.

Сразу же попробовал залить тестовую карту. Заливка оказалась предельно проста - скинуть на карточку и активировать карту в меню. Тут же обнаружился косяк - в меню нельзя включить последнюю (нижнюю) карту. Почитав на форумах выясняю, что это глюк самых первых прошивок. Что ж - перешиваем и разуемся растру в приборе!

Перепрошивка Magellan Triton .

Учтите - перепрошивка лишит Ваш прибор русского языка, если он там конечно был. Однако если Вы знаете хоть какой-то европейский язык кроме русского, то перепрошить определенно стоит - очень много полезных исправлений и улучшений.

Процесс прошивки довольно прост:

1. Идете по ссылке , там вводите серийный номер своего навигатора и скачиваете прошивку.

2. Распаковываете архив с прошивкой в любую папку и запускаете исполняемый файл (в моем случае 0140_01.78.00.291_Triton400.exe). Появится такое окно с предложением подключить навигатор.

3. Запускаете прибор, соединяете с ПК. В появившемся окошке на экране навигатора выбираем пункт "Connect to PC ". Кнопка "Next " становится активной - нажимаем её.

4. Появится окно, где нам предложат принять лицензионное соглашение - принимаем (ставим галочку "I agree "), нажимаем "Next".

5. Появляется окно:

Процесс идет довольно долго - 10-15 минут. В течение этого времени ни в коем случае нельзя отсоединять кабель, выключать питание компьютера или иным образом прерывать процесс перепрошивки . Иначе Вы рискуете получить неработающую груду железа, которую смогут починить не во всяком сервис-центре!

6. По окончанию прошивки Вы увидите окно:

На русский это означает - "Поздравляем! Обновление программного обеспечения завершено".

7. Всё - перезагружайте прибор - и запустится новая версия ПО!

Возможные ошибки и неисправности.

После перепрошивки Magelan Triton на экране ненадолго появляется надпись об ошибке: "Internal Error " либо "Software corrupted " или "Fatal Application Error Application OutdoorNav.exe " и прибор зависает ещё до загрузки привычного меню.

Лечится так:

1. Устанавливаем архиватор WinRar. Берем нашу разархивированную прошивку - в моем случае это файл 0140_01.78.00.291_Triton400.exe - щелкаем по ниму правой кнопкой мыши и извлекаем оттуда файлы в любую пустую папку.

2. Выключаем прибор (достаем и вставляем назад батарейки батарейки). Одновременно нажимаем кнопку подсветки + кнопка вверх на джойстике + кнопка включения. Теперь подключаем прибор к ПК - он обнаруживается как флешка, на которой три папки: App, Map_data, User - удаляем ВСЕ три эти папки + другие файлы, если такие обнаружатся в корне.

3. Теперь копируем содержимое папки hdd из п 1. в прибор. По окончанию процесса копирования нажимаем "Esc" + "OK" + кнопка питания.

4. Включаем прибор и радуемся:)

Внешний вид и назначение клавиш:

А) Кнопка подсветки. Однократное нажатие изменяет яркость подсветки на одну ступень. Длительное нажатие - вызывает цикличное изменение яркости.

В) Кнопка включения/выключения. Нажмите и удерживайте её не менее 2-х секунд.

С) Отсек для SD карты.

D) Кнопка уменьшения масштаба

Е) Кнопка увеличения масштаба ("приблизить карту")

F) Джойстик и центральная клавиша (аналог ОК или Enter )

G) Копка для смены режима отображения (смена страниц Карта, Спутники, датчики и т.д.)

Н) Клавиша выхода - на одну ступень меню назад, либо вернуть предыдущую открытую страницу (противоположность предыдущей кнопки), либо если вы джойстиком сдвигали карту, то нажатие клавиши Esc отцентрирует карту согласно текущим координатам.

I) Кнопка выхода в меню.

Вид экрана и отображение карты.

В верхней строке слева - индикатор заряда батареи, по центру - время, справа - уровень сигнала. В общем как в телефонах.

Чуть ниже на затемненной полупрозрачной панели отображено название страны, расстояние до курсора от текущего местонахождения прибора, высота (определяется по базовой карте мира) и направление от текущего местоположения до просматриваемого места. Эта панель этображается только при скроллировании (просмотре) карты в стороне от текущего местоположения.

Ниже окно самой карты. В данном случае полукилометровки, а также путевых точек, которые вы можете отметить как в приборе, так и в фирменной программе Vantage Point .

В нижней части карты два значка - масштабная линейка и ориентация карты - в моем случае ориентацию поставил всё время на север, т.к. привык к этому на КПК в ози. Однако софт навигатора может вращать карту по направлению движения или по маршруту. См. настройки.

В нижней части экрана два настраиваемых поля, которые также можно вообще убрать. Я вывел в них текущую скорость и высоту.

Другие "экраны":

Спутники. Дополнительные поля тоже настраиваются.

Текущее положение: Location - широта/долгота, Destination - сколько осталось км до конечного пункта (если роутинг используете), одометр - пройденное расстояние после сброса, bearning - азимут движения, дата и время.

Следующий экран: accuracy - точность определения координат (тут надо сделать уточнение - в магеллане точность указана в метрах, тогда как в других навигаторах часто используется безразмерная величина, которая в цифрах меньше, что создает иллюзию точности); азимут, сколько осталось км до конца маршрута, текущая скорость.

На этой странице указана текущая скорость, максимальная, а также одометр (весь путь от сброса) и Current trip (условно говоря, путь за сегодня).

Экран компаса. Во время движения будет отображена стрелка. Наглядно показано положение Луны и Солнца.

Работа с точками.

Частые вопросы:

1. Как выставить время (изменить часовой пояс)?